Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Источник погодных данных: Ауа райы

Законопослушный гражданин

Информационное агентство

Экскурс в снабженческий беспредел

         Жизнь дорожает, тенге слабеет, цены растут.

         Коммунальные платежи занимают большую долю в семейных расходах, и чем меньше совокупный доход семьи, тем ощутимее нагрузка на семейный бюджет платежей за свет, за тепло, за газ, за воду.

         Большинство граждан с пониманием относятся к неизбежному росту тарифов на энергоресурсы, ведь объекты энергетики требуют ремонтов, восстановлений, и это происходит при безудержном росте цен на расходные материалы. А еще, при действующих тарифах сложился низкий уровень зарплаты производственного персонала, и профессиональные сотрудники разбегаются в поисках более высокой оплаты труда. Проблемы требуют решения. Энергетику надо развивать, обоснованно, честно.

         Но что происходит на кухне энергосбытовой организации? ТОО «Севказэнергосбыт». Безудержное «творчество», обман потребителей, заключающийся в придумывании лазеек для завышения оплатыза услуги, то за надуманные тепловые потери, то за, якобы превышение норм потребления владельцами нежилых помещений- переоборудованных квартир в МЖД.

         Противостояние потребителей и сбытовой организации закончилось и в том и в другом случае выигранными делами в суде в пользу потребителей с окончательным подтверждением коллегии областного суда по СКО. Н     Напомню подробнее суть проблем. В ноябре 2021 года ко мне – председателю комиссии по экономике и бюджету общественного совета города пришла женщина с просьбой о помощи. Согласно предъявленного ей счета за октябрь оплата за тепло составила 6000 тенге и потери 29000 тенге. Оказалось, что таких обманутых потребителей более тысячи. Разбирательство привело к суду по иску ДКРЕМ по СКО к ТОО «Севказэнергосбыт».  ТОО, воспользовалось несовершенством НПА, предъявляло бытовым потребителям оплату за тепловые потери в 2-3 раза превышающих сумму за отопление. В Правилах пользования тепловой энергией не сказано, какие потери определяются расчетным путем – нормативные, рассчитанные по среднегодовым нормам, для целей нормирования и включения в тарифную смету и тариф, или фактические (сверхнормативные). Этой неточностью воспользовалось ТОО, вводя в заблуждение потребителей. ЗРК «О естественных монополиях» предусматривает определение расчетным путем только нормативно-технических потерь, расчет затрат которых представляет энергопередающая организация в ДКРЕМ,  для включения их в смету и тариф теплоснабжения, и потребители их оплачивают вместе с фактически принятой тепловой энергией.

         Касательно сверхнормативных потерь,- Правила учета отпуска тепловой энергией и теплоносителя и Правила формирования тарифов не предусматривают порядок определения расчетным путем сверхнормативных потерь на сетях, находящихся на балансе потребителя, а также не предусматривают предъявление к оплате за сверхнормативные фактические потери на сетях потребителя.  Фактические тепловые потери на сетях потребителей можно определить только в ходе проведения тепловых испытаний сетей потребителей на потери.

         Кроме того, согласно Правил технической эксплуатации, потери тепла и утечки теплоносителя не должны превышать нормативных , сверхнормативные потери тепловой энергии – это технологические нарушения, за которые несет ответственность, в первую очередь энергопередающая организация. Это неисправности или отсутствие изоляции, утечки теплоносителя из негерметичных трубопроводов.

 ст.487 п.2  ГКРК
: «в случаях когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии, возлагается на энергоснабжающую организацию».

         Таким образом, очевиден вывод, что ТОО ПТС и ТОО СКЭС не выполняя своих обязанностей по контролю за техническим состоянием сетей потребителей, не проводя регулярные 1 раз в 5 лет испытания на тепловые потери, проявили «творчество», использовали формулы недействующих Методических указаний, ранее разработанных для магистральных сетей  большого диаметра и никак не могли быть применены для расчета тепловых потерь на сетях бытовых потребителей.

         Экономический суд восстановил справедливость, обязав ТОО вернуть незаконно полученные деньги потребителям.

         Очередное новшество внедрило ТОО с помощью повышающих коэффициентов, в 2-3 раза увеличивающих оплату за тепло владельцам переоборудованных квартир в МЖД. Для этого подобрали статью 280 п.2 Правил формирования тарифов РК, которая гласит о том, что если норма потребления сетей субпотребителя превышает норму для жилых помещений, то используются повышающие коэффициенты, рассчитанные по максимальной часовой нагрузке.

          Откуда в многоквартирном жилом доме появились субпотребители, которые должны иметь свои независимые тепловые сети, подключенные к индивидуальным сетям отдельного потребителя? В МЖД общедомовые сети, являющиеся общедолевой собственностью участников объекта кондоминимума. Кроме того, в договорах с ТОО никто из потребителей не назван «субпотребителем».

         Правоприменение ст.280 п.2 ТОО объяснило своим необоснованным предположением, что нежилые помещения потребляют больше тепловой энергии, чем жилые.

         В ходе судебного разбирательства ТОО добровольно сторнировало надуманные завышенные, начисленные Гкал, раскидав эти суммы с владельцев переоборудованных квартир на жильцов этих МЖД. По сути- назвав субпотребителями теперь жильцов дома.

         Экономический суд остановил этот произвол, а коллегия областного суда утвердила решение суда в отношении владельцев переоборудованных квартир, обязав вернуть их незаконно полученные деньги.

         В данное время продолжается суд по иску жильцов этих домой к ТОО «Севказэнергосбыт».

          Вопрос, интересующий потребителей: что нужно сделать, чтобы прекратились обманы потребителей, чтобы сделать прозрачными отношения между поставщиками услуг и потребителями, чтобы для потребителей стала доступна вся информация- исходные данные, на основании которых потребитель сам бы мог просчитать и проверить правильность предъявленных сумм к оплате?

Автор: Александр Казанцев

Поделиться:

Shares

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *