В Петропавловске девять школ с кабинетами поддержки
В Петропавловске девять школ с кабинетами поддержки для детей с ООП, сообщает Законопослушный гражданин. При этом всего в Северо-Казахстанской области около пяти тысяч детей имеют особые образовательные потребности. Из них порядка двух тысяч школьников обучаются по системе инклюзии. При этом для них предусмотрены кабинеты поддержки. Остальные три тысячи детей посещают специализированные группы в детских садах. В одной из таких побывали наши коллеги.
Эту подготовительную группу детского сада посещают дети с нарушениями зрения. Логопед Айгуль Нуртаева проводит специальные упражнения, чтобы развить их речевые навыки. Работа с каждым ребёнком строится индивидуально. Особенно комфортен этот формат детям с нарушением зрения. Специалисты уверена, что такой подход к обучению дошкольников способствует в дальнейшем быстрой адаптации детей с особыми потребностями в обществе.
С детьми специализированной группы номер 7, которая называется группа пред школьной подготовки, я как логопед занимаюсь развитием связной речи, слуха. Ну и, конечно же, звукопостановкой, так как дети пойдут в школу в шесть лет и им уже нужно быть подготовленными к школе настолько, чтобы приступить к учебе в первом классе. Поэтому мы применяем такие логопедические методики как дыхательная гимнастика, сенсорно интегративная артикуляционная гимнастика, нейрологоритмика. И на самом деле у нас командный подход к работе. Потому что только в комплексном подходе специалистов, и прежде всего воспитателей, данной группы можно подготовить всесторонне, гармонично ребенка, идущего в первый класс», — объясняет логопед Айгуль Нуртаева.
В работе с будущими первоклассниками, по словам логопеда, важно обращать внимание на развитие связной речи или лексико-грамматического компонента речи.
«Потому что это настолько важный компонент, который в будущем пригодится при написании изложения, сочинения. И даже при устном пересказе текста. Как мы знаем у многих деток страдает именно связная речь. Особенно западает глагольный словарь. Родителям, и, конечно же, нам, педагогам нужно подходить к этому комплексно, грамотно. И ни в коем случае не терять время. Так как дети сейчас идут в школу в шестилетнем возрасте», — отмечает Айгуль Нуртаева.
Дети уже готовы продемонстрировать первые результаты работы со специалистом.
«Занятия проводятся перед зеркалом, с применением более широкого дидактического материала и деткам занятия с логопедом очень нравятся. Они в себе лучше развивают коммуникативные, речевые навыки. и вообще языковые компетенции лучше развиваются в индивидуальном формате, так как это дети дошкольного возраста. Первичный дефект — это нарушение зрительной функции. А речевой дефект может быть вторичен, так как ребенок ограничен в освоении пространства. Этот детский сад создал максимальные условия для адаптации, для социализации этих деток. И самое главное — мы максимально оказываем им поддержку как в педагогическом, так и в психологическом плане», — подытожила логопед.
В следующем году эти дети уже пойдут в школу, где для них работают кабинеты поддержки. Там учащиеся получают соответствующую с их потребностями помощь. На сегодня такие кабинеты действуют в 27 школах региона. Кроме того, около пяти тысяч педагогов, преподающих детям с особыми потребностями, прошли специальные курсы повышения квалификации. Цель которых — изучение ребенка, создание индивидуальных адаптированных программ для успешного обучения ребенка в организациях образования.
«На ряду со специальным образованием у нас развивается и инклюзивное образование. Для создания условиях в общеобразовательных организациях образования создается без барьерный физический доступ. Это пандусы, подъемники, тактильные направляющие, оборудованы санитарные комнаты, кнопки вызова, места ожидания и так далее. Также проходит курсовая подготовка по инклюзивному образованию педагогов. Из 27 общеобразовательных школ с кабинетами поддержки детей с особыми образовательными потребностями девять находятся в Петропавловске», — говорит методист отдела образования города Петропавловска Елена Балтина.
Эти меры, по словам спикера, позволяют улучшить качество образования для детей с особыми образовательными потребностями. В регионе имеются порядка трехсот специальных педагогов. Это логопеды, дефектологи. И педагоги-ассистенты, которые помогают детям с нарушением поведения, с нарушением социального взаимодействия, обучаться с нормотипичными детьми в стенах школы.
«Для формирования инклюзивной культуры у нас реализуются различные проекты. Один из последних реализуется с 2024 года. Для того, чтобы невидящие дети могли обучаться, выходить из обучения на дому в общеобразовательные школы. Начинается проект реализовываться с детского сада. Так как социализация ребенка начинается с дошкольной организации. Для того, чтобы он потом успешно мог передвигаться, социализироваться, читать, писать по шрифту Брайля. И в дальнейшем мог поступить в колледж или вуз. В связи с этим необходимо подготовить кадры. Основной вопрос — это подготовка качественных кадров, чтобы педагоги были готовы. Поэтому у нас будут проходить практикующий семинар, где ведущие тренеры объясняют, разъясняют, учат воспитателей, учителей специальных педагогов, как правильно работать с невидящими детками, так же и слабовидящими детками», — подчеркнула Елена Балтина.
В Северо-Казахстанской области действуют 26 учреждений специального образования. Шесть специальных школ-интернатов, один специальный комплекс детский сад школа-интернат, 15 кабинетов психолого-педагогической коррекции, один аутизм-центр.
«Есть специальные группы. В шести детских садах их открыто 13 для различных видов нарушений. Где созданы все условия для успешного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. До 2030 года планируется открыть еще 10 кабинетов поддержки детей с особыми образовательными потребностями на базе школ для комфортного обучения детей», — заключила методист.