В СКО охват допобразованием в 2 раза выше среднего по РК
В СКО охват допобразованием в 2 раза выше среднего по РК. Всего же по стране он составил всего 29%, сообщает Законопослушный гражданин.
Аутсайдером стала Южная столица, где всего 12% школьников имеют возможность получать необходимые знания и навыки, помимо школьных, пишет Finprom.
Дополнительное образование — важная составляющая общей системы образования РК. Сегодня в республике наконец-то основное и дополнительное образование детей рассматриваются как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты. Они создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного и индивидуального развития каждого ребёнка.
Бесплатные секции
В Казахстане о важности дополнительного образования говорил президент страны Касым-Жомарт Токаев. Он отмечал, что необходимо предоставить детям возможность бесплатно посещать спортивные секции или творческие кружки.
В свою очередь, вице-министр просвещения РК Едил Оспан весной текущего года отметил: «Обеспечение прав и развитие детей является ключевой задачей государственной политики. В регионах успешно действуют воспитательные системы, ориентированные на потребности учащихся и их родителей. Дополнительное образование играет важную роль в предотвращении правонарушений и других негативных явлений в детско-подростковой среде. Необходимо продолжить развитие инфраструктуры в этой области».
Сейчас в стране определены несколько главных задач. Охват детей бесплатными спортивными секциями и творческими кружками. Расширение спектра дополнительных образовательных программ. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей. Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей. Совершенствование механизма государственного образовательного заказа на дополнительное образование детей.
В основном дополнительное образование в РК делится на школьные кружки и внешкольные организации дополнительного образования (ОДО). Именно состояние ОДО является ключевым показателем развития допобразования.
Статистика
На начало 2023 года в стране осуществляли деятельность всего 1625 организаций дополнительного образования. В них числились 1,1 млн детей. При этом охват составил всего 29,4%.
Для примера. Наиболее высокий показатель охвата неформальным образованием в странах дальнего зарубежья наблюдается в Германии (100%). На втором месте Норвегия (90,6%), Япония и Австралия (по 90%). Затем Канада (86%), США (83%) и Китай (60,4%). Большинство детей школьного возраста (а то и все) в этих странах регулярно посещают как минимум один кружок во внеурочное время.
В странах ближнего зарубежья охват детей дополнительным образованием во внешкольных организациях таков: Россия — 75%, Беларусь — 46,3%.
Несмотря на то, что в Казахстане за три года сеть внешкольных организаций дополнительного образования выросла на 353 единицы, доля школьников, охваченных ими, увеличилась всего на незначительные 0,8 п. п. (2020 год — 28,6%, 2021-й — 29,4%, 2022-й — 29,4%).
При этом в региональном разрезе ситуация сильно различается. Охват детей внешкольным дополнительным образованием более чем в 2 раза выше среднереспубликанского наблюдается в трех областях. Западно-Казахстанская, Павлодарская и Северо-Казахстанская. Показатели ниже среднего по стране демонстрируют регионы с высокой плотностью населения. Это Алматинская, Туркестанская и Жетысуская области, а также города Астана, Алматы и Шымкент.
Помощь бизнесменов
Поддержать государство могут и частные компании. К примеру, среди уже возведённых одним из казахстанских застройщиков объектов дополнительного образования можно отметить инновационные центры развития и творчества.
Центры включают в себя 3D-моделирование, биотехнологии, робототехнику, программирование, студию современного дизайна, класс фото- и видеомонтажа. А также химические и физико-технические лаборатории, кулинарные занятия, мультипликацию, классы для занятия музыкой и вокалом, студию звукозаписи, актёрское мастерство, режиссёрское искусство, хореографическую студию.
В целом по республике до 2025 года планируется открытие 50 детских оздоровительных центров. И строительство не менее 100 современных объектов для развития творческого и интеллектуального потенциала детей.