Антикор СКО проверил отрасли спорта, соцзащиты и дорог
Антикор СКО представил результаты проверок деятельности сферы спорта, соцзащиты, энергетики и дорог, сообщает Законопослушный гражданин.
На брифинге первый заместитель руководителя департамента по противодействию коррупции Айдос Жунисов рассказал о проведении пяти внешних анализов коррупционных рисков в указанных сферах. По их итогам госорганам внесли свыше 80 рекомендаций и предложений по улучшению бизнес-процессов. И снижению административных барьеров и совершенствованию законодательства.
Социальная защита
Финансирование отрасли с 2020-го года выросло более чем в 2 раза и за пять лет превысило 86 млрд тенге.
В рамках анализа антикоровцы изучили вопросы организации субсидируемых рабочих мест, выдачи грантов. А также услуг инватакси и жестового языка, фонд оплаты труда работников.
— Установили признаки фиктивной организации профессионального обучения, так как отсутствует дальнейшее трудоустройства обучаемых. С июля по декабрь прошлого года профессиональным обучением на рабочем месте у работодателей охватили 77 безработных. При этом на постоянное рабочее место трудоустроили только 56 человек. 21 человек не были трудоустроен по различным основаниям. При этом умма затраченных бюджетных средств на их обучение составила 6,6 млн тенге, — проинформировал А.Жунисов.
Поскольку организация обучения осуществляется на территории работодателей, есть риск использовать механизм для получения бюджетных средств без фактической организации процесса обучения.
Установил Антикор факты фиктивного учёта поездок лиц с инвалидностью по услуги инватакси. Завышение объемов выполненных работ привело к неправомерной выплате на общую сумму 55,7 млн тенге.
Еще 8 млн тенге оплатили специалистам жестового языка за фактически не выполненные услуги. Отделы занятости города Петропавловска, Мамлютского и Жамбылского районов допустили 126 фактов оплаты услуг, когда специалисты либо лица с инвалидностью фактически находились за пределами страны. Ведется исковая работа по возмещению денежных средств в бюджет.
— При анализе установлены риски оплаты по фиктивным договорам аренды кандасам и переселенцам. Так, установлены факты, где центром трудовой мобильности произведены выплаты на общую сумму 414 тыс. тенге на основании договора аренды квартиры в районе им. М. Жумабаева переселенцу, который уже проходил срочную службу в армии. Аналогичный факт имеется в городе Петропавловске. В рамках исполнения наших рекомендаций суммы возвращены в бюджет, — отметил А.Жунисов.
Дороги
С 2020-го по 2024-й годы на строительство и ремонт транспортной инфраструктуры области выделили 169,4 млрд тенге.
— Несмотря на это, качество дорог оставляет желать лучшего. О чем свидетельствуют регулярные жалобы населения. Низкое качество дорожных работ мы связываем с системными коррупционными рисками на всех этапах строительства: начиная от планирования и завершая контролем и приемкой выполненных работ. На сегодняшний день, предварительно установлено 27 коррупционных рисков, негативно влияющих на развитие дорожной отрасли региона, — сообщил А.Жунисов.
В частности, установили 80 фактов проведения среднего ремонта районных и внутри поселковых дорог без технадзора на общую сумму 12,4 млрд тенге. Тогда как технический надзор в обязательном порядке осуществляется на всех объектах строительства.
Антикор выяснил, что заключение договоров на инжиниринговые услуги не гарантирует качественного выполнения строительно-монтажных работ.
Установил департамент системные факты, когда один эксперт по техническому надзору одновременно осуществляет контроль качества работ на нескольких объектах. В отдельном случае один эксперт и вовсе контролирует качество работ на 30 объектах.
— Множество вопросов вызывает подход местных исполнительных органов к планированию дорожных работ из-за чего существуют риски неэффективного расходования бюджетных средств. К примеру, в период 2020-2024 годов в области разработано 48 проектов по ремонту дорог на сумму более 212 млн тенге, реализация которых не начата до сегодняшнего дня, — сказал А.Жунисов.
Риск некачественного планирования Антикор связывает и с отсутствием должного учета дорожных активов. В 10-ти районах и городе Петропавловске отсутствуют паспорта дорог. В результате подразделения местных исполнительных органов не владеют достоверными данными о протяженности дорог, их состоянии.
Обнаружили во время проведения анализа игнорирование требований законодательства в сфере государственных закупок. В частности, госорганы при заключении договоров на строительно-монтажные работы не предусматривают гарантийные периоды. Тем самым заказчики способствуют выполнению некачественных работ и уклонению подрядчика от исправления дефектов. А они зачастую выявляются при дальнейшей эксплуатации дорог.
— За анализируемый период установлено, что на 39 договорах подряда по среднему ремонту дорог общей стоимостью 8,1 млрд тенге отсутствуют гарантийные сроки. Кроме того, в 20 договорах на сумму 2,2 млрд тенге гарантийный срок составляет только 12 месяцев, — добавил А.Жунисов.
Еще один коррупционный риск в дорожной отрасли — завышение смет путем превышения допустимых объемов дорожно-строительного материала. В частности, щебня.
По словам А.Жунисова, в 21 проекте по среднему ремонту внутрипоселковых дорог превысили объемы инертных материалов на 53,2 тыс. кубометров. Это послужило увеличению стоимости проектов на 208,3 млн тенге.
— Согласно классификации, при среднем ремонте улиц населенных пунктов допускается восстановление профиля дорог с добавлением материалов в количестве до 500 кубических метров на 1 километр улицы. К примеру, в этом году в Акжарском районе реализуется проект по среднему ремонту внутрипоселковых дорог в селе Кызылту на общую сумму 341,3 млн тенге. В сметном расчете на 7,2 км предусмотрено 8,1 тыс. куб. щебня при норме 3,6 тыс. куб. Сумма превышения составила 23,9 млн тенге, — прокомментировал А.Жунисов.
На мониторинге Департамента находятся 33 участка, на которых ведутся ремонтные работы. В их числе имеются и проблемные объекты. Общая сумма всех проектов 73,8 млрд тенге.
Антикоррупционные волонтеры осуществили 41 выезд, выявили 17 недостатков, для устранения которых направили соответствующие письма.
— К слову о проблемных объектах. Ввиду различных упущений ряд проектов превращаются в «долгострои». Тем самым на бюджет ложится дополнительная нагрузка. К примеру, проект 2017 года по реконструкции участка автомобильной дороги республиканского значения М-51 («Петропавловск – гр. РФ (на Курган) изначальной стоимостью 13,2 млрд тенге на сегодняшний день оценивается в 19,3 млрд тенге, — отметил А.Жунисов.
Он подчеркнул, что озвучил только часть проблемных вопросов. По итогам анализа Антикор внесет соответствующие рекомендации в уполномоченный орган. В том числе по внедрению цифровых решений и усилению контроля в этой сфере с учетом передовой зарубежной практики.
Бизнес
Особое внимание департамент уделяет превенции коррупционных рисков, препятствующих развитию бизнеса.
В рамках проекта «Бизнеске жол» разобрали 9 кейсов.
— Работа налажена совместно с Палатой предпринимателей «Атамекен», где в режиме реального времени рассматриваются и находят решения вопросы субъектов предпринимательства. К примеру, в июле текущего года ИП «Школьник» столкнулся с необоснованным отказом филиала НАО «Правительство для граждан» в согласовании проектируемого земельного участка. Причиной отказа стало наложение границ участка на земли лесного фонда. Однако, как выяснилось, филиал использовал устаревшие карты, созданные ещё в 2007 году, в то время как границы лесного фонда ежегодно изменяются. Данный случай подчеркивает наличие административных барьеров, которые препятствуют предпринимателям в реализации их законных прав, — рассказал А.Жунисов.
Он добавил, что услуги филиала платные. Индивидуальный предприниматель уже оплатил около 200 тыс. тенге в государственный бюджет. Это вызывает дополнительные вопросы о целесообразности таких расходов.
Госзакупки
А.Жунисов отметил, что одним из ключевых направлений работы является система государственных закупок, которая требует особого внимания и тщательного анализа.
Основная задача ведомства — предупреждение искусственного завышения стоимости товаров еще на стадии планирования. Превентивная работа в этом направлении позволяет не только экономить средства, но и значительно повышать эффективность их распределения.
За 9 месяцев этого года сумма экономии по мониторингу портала «Единое окно закупок» составила 1,1 млрд тенге.
— Одним из ярких примеров стало предотвращение закупки, которая планировалась отделом ЖКХ Петропавловска дорогостоящего лекарственного порошка в объеме 80 тонн на сумму 34 млн тенге. Еще один пример — отмена закупки котлов для образовательных учреждений Жамбылского района по завышенной стоимости, в результате чего сумма экономии составила 103 млн тенге. Таким образом, системный анализ планов государственных закупок не только предотвращает излишние траты, но и создает условия для более рационального и целесообразного использования бюджетных средств. Каждый тенге на счету, и наша работа направлена на то, чтобы сделать финансирование более прозрачным и выгодным для общества, — сказал А.Жунисов.
Наказание и поощрение
А.Жунисов считает, что совершение уголовных коррупционных правонарушений можно предотвратить. Если своевременно принять к лицу, склонному к их совершению, меры превентивного воздействия. В том числе административной ответственности.
— Антикоррупционная служба наделена правом выявления и составления протоколов об административных правонарушениях по 15 статьям. В их числе все 6 коррупционных статей Кодекса, два состава в области предпринимательской деятельности, семь правонарушений, посягающих на институты государственной власти и связанных с нарушениями при административном либо уголовном производстве, — пояснил А.Жунисов.
С начала года Антикор составил пять административных материалов. Трех должностных лиц привлекли за принятие на должности специалистов без декларации. Одного – по статье за предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами. И одного – за получение незаконного материального вознаграждения. Общая сумма уплаченного штрафа – 2,2 млн тенге.
— Качественное выполнение органами государственной власти работы по пресечению административных правонарушений будет способствовать повышению результативности комплексной деятельности по противодействию преступности, в том числе наиболее опасным ее разновидностям, таким как коррупционные преступления, — уверен А.Жунисов.
Он добавил, что одним из действенных механизмов работы в борьбе с коррупцией является поощрение лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции.
К примеру, одного жителя области поощрили вознаграждением в сумме 258 тысяч тенге. Он сообщил о факте о коррупции.
Поощрение осуществляется после вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении виновного лица либо постановления суда о наложении административного взыскания.
Сообщит о факте коррупции можно в колл-центра Антикоррупционной службы — 1424. Звонок бесплатный.
— Отмечу положительные результаты стартовавшего в прошлом году проекта «Антикоррупционное волонтерство». С начала года волонтеры провелри 56 тематических мониторингов. Удалось отменить закупки на сумму 65,7 млн тенге. Основные результаты общественного мониторинга не только способствуют экономии бюджетных средств, но и направлены на решение социальных вопросов, — сказал А.Жунисов.
В качестве примера он привел обеспечение доступа в медицинские учреждения лицам с ограниченными возможностями. Этот шаг значительно улучшает качество жизни многих граждан, позволяя им получать необходимые медицинские услуги без барьеров.
— Установка прибора учета газа в мемориальном комплексе «Вечный огонь» подчеркивает важность контроля за расходами и обеспечивает прозрачность в управлении коммунальными услугами. Таким образом, проект демонстрирует, как совместные усилия общества и государства могут привести к значительным позитивным изменениям. Важно продолжать эту работу, чтобы каждый гражданин чувствовал себя не только наблюдателем, но и полноправным участником в процессе улучшения качества жизни в нашем обществе, — резюмировал А.Жунисов.