Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Источник погодных данных: Ауа райы

Законопослушный гражданин

Информационное агентство

Дипфейки и звонки из банков – как уберечься от мошенников

Как не стать жертвой мошенников, рассказал старший оперуполномоченный по особо важным делам Виталий Подчернин, сообщает Законопослушный гражданин.

Полицейский отметил на брифинге, что в современном мире интернет стал неотъемлемой частью жизни людей. Однако с ростом пользователей увеличилось количество преступлений в сети. Интернет-мошенничества – одна из наиболее актуальных проблем.

Виды мошенничеств

Виталий Подчернин подробно рассказал о том, какие виды мошенничеств регистрируют полицейские.

Фишинг – попытки получить конфиденциальную информацию путем отправки поддельных сообщений от имени известных компаний.

Мошенничество с интернет-покупками – создание фейковых магазинов или продажа товаров, которых на самом деле не существует.

Социальная инженерия – использование доверия пользователей. Когда мошенники убеждают людей добровольно передавать им данные или деньги через соцсети, мессенджеры или телефонные звонки.

Взлом аккаунтов  –  с помощью уязвимостей в программном обеспечении или слабых паролей злоумышленники получают доступ к личной информации пользователей. И используют ее для мошеннических целей.

Инвестиционные схемы – мошенники предлагают высокодоходные но фиктивные инвестиции, обещая быстрое обогащение.

Квишинг – это один из видов мошенничества, связанный с использованием поддельных QR-кодов. Суть его заключается в том, что злоумышленники размещают фальшивые QR-коды. Через которые направляют пользователей на поддельные веб-сайты или запускают вредоносные программы на устройстве.

— В нашем регионе фактов квишинга не зарегистрировано. Но хотелось бы предупредить население быть внимательнее при использовании возможностей мобильных устройств. Мошенники могут размещать такие QR-коды в публичных местах (например, на афишах, в кафе) или заменять настоящие коды в приложениях. После сканирования поддельного кода пользователь может попасть на сайт, где его попросят ввести личные данные. Либо автоматически загрузит вирус, — прокомментировал В.Подчернин.

Дипфейки – еще один способ обмана людей. Злоумышленники используют искусственный интеллект для создания поддельных изображений, видео или аудиозаписей, которые кажутся реальными. Эта технология основана на алгоритмах нейронных сетей, которые могут изменять или воссоздавать лица и голоса людей с высокой точностью.

— С помощью дипфейков можно, например, вставить лицо одного человека на видео с другим человеком или синтезировать голос, который будет звучать как чей-то настоящий. Одним из самых известных применений дипфейков является создание поддельных видео с известными людьми, где они якобы говорят или делают то, чего на самом деле никогда не было. Проблема дипфейков заключается в том, что их трудно отличить от реальных видео, — отметил В.Подчернин.

Звонки из банка

По словам В. Подчернина, одним из наиболее распространенных видов мошенничества в СКО являются звонки от лжесотрудников банка. Как правило, жертва оформляет на свое имя онлайн кредит и в дальнейшем переводит денежные средства мошенникам.

— Между тем в Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» внесены поправки. Они предусматривают обязанность банка с момента обнаружения неправомерного доступа к информации, составляющей банковскую тайну, ее неправомерного изменения, осуществления неправомерных действий со стороны третьих лиц либо иных незаконных (мошеннических) действий с банковскими займами физических лиц, в течение двух рабочих дней принимать меры для устранения причин и последствий таких действий. А также в течение одного рабочего дня информировать об этом клиента и Агентство. Кроме того, действует  требование к банку на основании внесенного правоохранительными органами в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения, либо постановления о признании заемщика – физического лица потерпевшим не позднее трех календарных дней приостановить взыскание задолженности и претензионно-исковую работу, а также начислять вознаграждение и неустойку по такому банковскому займу клиента. Еще одно изменение в законодательстве — установление требования для банка не позднее десяти рабочих дней с даты получения вступившего в законную силу судебного акта, в котором установлен факт оформления банковского займа мошенническим способом без участия клиента, принять решение о списании задолженности клиента по банковскому займу, а также меры по возврату клиенту ранее удержанных сумм по такому банковскому займу, — сообщил В.Подчернин.

Он привел несколько примеров, когда жертвами мошенников становились жители области.

В начале октября  в дежурную часть Петропавловска обратился 40-летний мужчина. На его мобильный телефон позвонил неизвестный и представился сотрудником Казпочты. Он сообщил, что пришла посылка, но так как получатель проживает не по адресу прописки, ее необходимо перенаправить на другой адрес. Однако для этого необходимо продиктовать 6-значный код. Потерпевший последовал указаниям неизвестного лица. Через несколько минут ему позвонил неизвестный и представился сотрудником банка. Пояснил, что мошенники пытаются оформить кредит. И для того чтобы этого не произошло, необходимо опередить мошенников установить приложения 3-х различных банков. После этого потерпевший скачал приложение, зарегистрировался, но после этого больше он не мог войти в приложения банков. Спустя некоторое время ему пришло уведомление, что на него оформили кредит в сумме 1 млн тенге.

Другим примером является обращение 43-летнего жителя Петропавловска, который в Инстаграме нашел объявление о продаже квадроциклов. Посмотрел фото, перешел по ссылке и начал переписываться с продавцом через Ватсап. В ходе переписки ему пояснили, что необходимо отправить полные анкетные данные, адрес проживания и прочее. Затем продавец выставил удаленную оплату. После отправки денег потерпевший ждал доставку, написал продавцу спустя несколько дней. Но ему так никто и не ответил. Только потом понял, что его обманули.

Меры защиты от мошенников

Если звонят из банка, сообщают о переводе денежных средств в другой город, страну и предлагают перевести их на застрахованный счет, необходимо прекратить разговор. Незамедлительно перезвонить на горячую линию своего банка и сообщить о ситуации. Ни один сотрудник банка не будет звонить клиентам и интересоваться конфиденциальными данными.  Сведения о счетах, номер карты и контрольные цифры на обороте карты — это данные, защищенные банковской тайной. Если сообщить их третьим лицам, а также смс с кодом, пришедшим на телефон, мошенники снимут деньги с карты. Важно понимать, что в этой схеме преступники используют элемент неожиданности. В ходе разговора используют банковские термины, разговор заранее продумывают и планируют.

Чтобы проверить законность сообщения от имени банка,  стоит позвонить в банк по официальному номеру телефона.

Не отвечать на подозрительные электронные письма или текстовые сообщения от людей либо организаций, с которыми нет договорных отношений.

Покупать товары в сети только на проверенных сайтах. Убедиться, что это не сайт-двойник, а официальная страница.

— Очень часто злоумышленники создают похожие сайты, изменяя только описание ресурса. Используют логотипы известных банков, а также популярных брендов. Это является одним из излюбленных способов обмануть человека. В ситуации, когда у вас просят предоплату за товар, необходимо внимательно изучить ее условия. Мошенник может отправить фото удостоверения личности, которое нашел в сети, или получил обманным путем у другого человека. Тревожным звонком в этой схеме является то, что покупатель настойчиво предлагает связаться только посредством социальных сетей. Свяжитесь видеозвонком и посмотрите действительно ли это тот человек. Совпадают ли данные с документов и банковской карты. Посмотрите все комментарии и отзывы о товаре и поставщике. Если заказываете товар с другого города, в этом случае  попросите родственников, знакомых проверить его. Имеется ли он в наличии и соответствует ли предъявляемым характеристикам, — рекомендовал В.Подчернин.

Если появилось желание участвовать в различных финансовых проектах, торговле ценными бумагами, следует внимательно изучить правила. Проверить отзывы о фирме, собрать как можно больше информации, сотрудничать только с проверенными участниками финансового рынка.

В мобильном приложении EGOV Mobile и на сайте EGOV желательно подключить услугу «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов». Для этого необходимо в приложении выбрать раздел «Услуги». В разделе «Налоги и финансы» — «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов». Указать свой контактный номер телефона и электронную почту. Нажать кнопку «отправить запрос» и подписать заявку.

— Интернет-мошенничества представляют серьезную угрозу для пользователей по всему миру. Однако соблюдение базовых правил кибербезопасности и повышение информированности могут значительно снизить риск. Пользователи должны быть бдительными и ответственно подходить к защите своих данных. Если же все-таки вы стали жертвой мошенников, необходимо незамедлительно обратиться в ближайшее отделение полиции. Либо на пульт 102, либо через приложение 102, — сказал В.Подчернин.

Всю информацию о новых схемах мошенничеств и работе департамента полиции можно узнать на странице cyberpolice_sko в инстаграме.

Поделиться:

Shares

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *